Дивидендная политика акционерных обществ

 

Получение дивидендов и их размер зависят от проводимой акционерной организацией дивидендной политики. Грамотная дивидендная политика и максимальная информированность инвесторов являются ключевым фактором долгосрочного развития компании. Отсюда вытекают роль и значение дивидендной политики в деятельности организации и внимание, которое ей уделяется в предпринимательской деятельности, в финансовом менеджменте и в финансовой науке.

В рыночной экономике дивидендная политика играет особую роль, являясь определенной системой передачи информации. К сожалению, на российском рынке данная ее функция практически не работает: дивиденды не содержат должной информации о политике, проводимой предприятиями. Безусловно, это отражается на инвестиционном процессе как в стране, регионе, так и на уровне конкретных хозяйственных субъектов. Таким образом формирование эффективного рынка ценных бумаг сдерживается. Еще раз напомним: четко прописанная дивидендная политика – важнейший фактор привлекательности организации, ее репутации в глазах акционеров и потенциальных инвесторов.

Термин «дивидендная политика» связан с распределением прибыли в акционерных обществах. Однако рассматриваемые принципы и методы распределения прибыли применимы не только к акционерным обществам, но и к предприятиям любой иной организационно-правовой формы деятельности. Распределение прибыли в акционерном обществе представляет собой наиболее сложный его вариант и поэтому избран для рассмотрения всех аспектов этого механизма. В принципе же в более широком трактовании под термином «дивидендная политика» можно понимать механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.

Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.

Исходя из этой цели понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

Распределение   прибыли   непосредственно   реализует   главную   цель управления ею – повышение уровня благосостояния  собственников  предприятия. Оно формирует пропорции между текущими выплатами им  дохода  на  капитал, в форме дивидендов, процентов и ростом этих  доходов  в  предстоящем  периоде, за  счет   обеспечения   возрастания   вложенного   капитала.   При   этом собственники   предприятия   самостоятельно   формируют   эти    направления удовлетворения своих потребностей во времени.

Распределение прибыли является основным  инструментом воздействия  на рост  рыночной  стоимости  предприятия.  В  прямой  форме  это   воздействие проявляется в обеспечении прироста капитала в процессе  капитализации  части распределенной прибыли, а косвенно оно обеспечивается основными  пропорциями этого распределения.

Распределение прибыли  осуществляется  в  соответствии  со  специально подработанной  политикой, ее  основу  составляет   дивидендная   политика, формирование которой представляет  собой  одну  из  наиболее  сложных  задач общей  политики  управления  прибылью  предприятия.  Эта  политика  призвана отражать  требования  общей  стратегии  развития  предприятия,  обеспечивать повышение   его   рыночной   стоимости,   формировать   необходимый    объем инвестиционных ресурсов, обеспечивать материальные интересы собственников  и персонала.

Можно выделить две основополагающие задачи,  решаемые  в процессе  выбора  оптимальной  дивидендной  политики.  Они  взаимосвязаны  и заключаются   в   обеспечении:

а)   максимизации   совокупного   достояния акционеров;

б) достаточного  финансирования  деятельности  предприятия.

Определяя оптимальный размер дивидендов, директорат предприятия и акционеры должны оценивать, как величина дивиденда может повлиять на цену предприятия в целом. Последняя, в частности, выражается в рыночной цене акций. В условиях постоянного роста дивидендов с темпом прироста g и дивидендом за год C цена акций РV может быть исчислена по формуле Гордона

РV= C * (1+g) / (r - g)

Имеются и  другие  обстоятельства,  увязывающие  размер  дивидендов  и интересы акционеров.  Так,  если  на  рынке  капиталов  имеются  возможности участия в  инвестиционных  проектах  с  более  высокой  нормой  дохода,  чем обеспечивается данным предприятием, его  акционеры  могут  проголосовать  за более высокий дивиденд,  в  России  ситуация  несколько иная. Определенные противоречия могут  возникать  среди  самих  акционеров. Так, более богатые  акционеры  могут  настаивать  на  реинвестировании  всей прибыли  с  тем,  чтобы  избежать  налога;  другие  интересы  могут  быть  у относительно небогатых акционеров.

С учетом рассмотренных принципов дивидендная политика акционерного общества формируется по следующим основным этапам.

Первоначальным этапом формирования дивидендной политики является изучение и оценка факторов, определяющих эту политику. В практике финансового менеджмента эти факторы принято подразделять на четыре группы:

1. Факторы, характеризующие инвестиционные возможности предприятия. К числу основных факторов этой группы относятся:

а)             стадия жизненного цикла компании, на ранних стадиях жиз­ненного цикла акционерная компания вынуждена больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая выплату дивидендов;

б)            необходимость расширения акционерной компанией своих инвестиционных программ, в периоды активизации инвести­ционной деятельности, направленной на расширенное воспро­изводства основных средств и нематериальных активов, пот­ребность в капитализации прибыли возрастает;

в)             степень готовности отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности, отдельные подготовленные проекты требуют ускоренной реализации в целях обеспечения эффективной их эксплуатации при благоприятной конъюнктуре рынка, что обусловливает необходимость концентрации собственных финансовых ресурсов в эти периоды.

2.             Факторы, характеризующие возможности формирования финансовых ресурсов из альтернативных источников. В этой группе факторов основными являются:

а)             достаточность резервов собственного капитала, сформированных в предшествующем периоде;

б)            стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала;

в)             стоимость привлечения дополнительного заемного капитала;

г)             доступность кредитов на финансовом рынке;

д)            уровень кредитоспособности акционерного общества, определяемый его текущим финансовым состоянием.

3.             Факторы, связанные с объективными ограничениями. К числу основных факторов этой группы относятся:

а)             уровень налогообложения дивидендов;

б)            уровень налогообложения имущества предприятий;

в)             достигнутый эффект финансового левериджа, обусловленный сложившимся соотношением используемого собственного и заемного капитала;

г)             фактический размер получаемой прибыли и коэффициент рентабельности собственного капитала.

4.             Прочие факторы. В составе этих факторов могут быть выделены:

а)             конъюнктурный цикл товарного рынка, участником которого является акционерная компания, в период подъема конъюнктуры  эффективность капитализации прибыли значительно возрастает;

б)            уровень дивидендных выплат компаниями-конкурентами;

в)             неотложность платежей по ранее полученным кредитам, поддержание платежеспособности является более приоритетной задачей в сравнении с ростом дивидендных выплат;

г)             возможность утраты контроля над управлением компанией, низкий уровень дивидендных выплат может привести к снижению рыночной стоимости акций компании и их массовому «сбросу» акционерами, что увеличивает риск финансового захвата акционерной компании конкурентами.

 

Copyright Deyatele© 2009

Узнай больше



Hosted by uCoz