Общая характеристика
государственного бюджета
Основное понятие бюджетной
системы дано в статье 6 Бюджетного
Кодекса РФ: “бюджетная система
Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и
государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права
совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации,
местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов”. Там же даны
и остальные понятия, такие как бюджет, консолидированный бюджет,
государственный внебюджетный фонд. Бюджет –
форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для
финансового обеспечения задач и функций государства и местного
самоуправления. Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы
Российской Федерации на соответствующей территории. Государственный внебюджетный фонд – форма образования и расходования денежных средств,
образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской
Федерации. Целенаправленное
социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием
различных централизованных фондов, и, прежде всего, общегосударственного
фонда денежных средств – государственного бюджета. Государственный бюджет –
ведущее звено финансовой системы страны. Необходимо заметить, что
бюджет по-разному может рассматриваться с экономических и юридических
позиций. Так, с экономической точки зрения бюджет является
совокупностью экономических
отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования
государственного централизованного фонда денежных средств. Для
России как федеративного государства характерно трехуровневое строение ее
бюджетной системы, бюджетное устройство включает в себя три уровня
бюджетного управления и бюджетной деятельности: ·
федеральный
— федеральный (государственный) бюджет, федеральные внебюджетные фонды; ·
региональный
— бюджеты субъектов Федерации и региональные внебюджетные фонды; ·
муниципальный
— местные бюджеты. [9, с.137] Рассмотрим функции бюджета. Функции
бюджета – это дискуссионный вопрос. Существуют 2 подхода к определению
функций бюджета: первый подход классический (выделяющий 2 функции:
распределительная и контрольная), а также другой подход, добавляющий к
вышеперечисленным функциям ещё три: общетеоретическую, аналитическую и
критическую. Итак,
согласно классической теории бюджет выполняет следующие функции: 1.
распределительно-перераспределительную; 2.
контрольную; Значение распределительно-перераспределительной
функции обусловлено тем, что через бюджет осуществляется формирование
государственных финансов и их распределение (использование). Причем с
экономической точки зрения считается, что через бюджет происходит
распределение и перераспределение валового внутреннего продукта, что придает
бюджету макроэкономическое регулятивное значение. С помощью распределительной
функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную
сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов,
формируются фонды специального целевого назначения, происходят концентрация
денежных средств в руках государства и их использование с целью
удовлетворения общегосударственных потребностей. Межотраслевое
и территориальное распределение национального дохода осуществляется в
соответствии с потребностями экономического и социального развития регионов
и отраслей. Непроизводственная
сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его
потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на
заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений
непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.). Через расходы и налоги государственный бюджет выступает важным
инструментом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и
инвестиций, повышения эффективности производства. Через бюджет оказывается
государственная поддержка отдельным отраслям хозяйства - авиастроению,
космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению,
угольной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка зачастую связана
с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования
экономики используются налоги. [8, c.20] Контрольная
функция бюджета позволяет через формирование и использование фонда денежных
средств государства "сигнализировать" о том, как поступают в
доходы бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных
субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение
бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных
поступлений и расходных назначений. Бюджетный контроль преследует в
основном три цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; соблюдение
режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности
расходования бюджетных средств. Контрольная
функция бюджета выражается и в том, что будучи связанным с народным
хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там тенденции.
Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и
недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя
предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется
контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов. Таким образом, основными функциями государственного бюджета,
как основного финансового плана государства, являются: 1) перераспределение
национального дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и
стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики; 2)
контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных
средств. [8, с.21] В более новой литературе к основным
функциям добавляются ещё 3: 1.
общетеоретическая; 2.
аналитическая; 3.
критическая Общетеоретическая функция бюджета заключается в его назначении
способствовать развитию экономической (финансовой) и юридической (бюджетное
право) науки, науки об обществе, о государстве, об экономике вообще
(например, науки государственного управления, общей теории финансов и т.д.). Аналитическая функция бюджета состоят в классификации и систематизации
действующих потребностей и возможностей, контроле над их объемами. Значение критической функции бюджета
заключается в первую очередь в выявлении в процессе бюджетных отношений
недостатков действующего законодательства и пробелов позитивного права в
сфере бюджетной деятельности, в установлении несоответствий правовых норм
реалиям экономической действительности, задачам государственного регулирования
экономики и интересам государства в целом. Поэтому в широком смысле эта
функция направлена на повышение эффективности норм действующего
законодательства. Контрольная функция государственного бюджета осуществляется
в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного
хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного
контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается. |
Copyright Deyatele© 2009