Организация деятельности
Центрального Банка РФ
Центральные
банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их
деятельность связана с укреплением денежного обращения, зашитой и
обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по
отношению к иностранным валютам: развитием и укреплением банковской системы
страны: обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов. Традиционно
перед центральным банком ставится пять основных задач. Центральный банк
призван быть: -
эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск
банкнот; -
банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой,
а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы,
размер которых устанавливается законом, предоставлять им кредиты (кредитор
последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень
стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе; -
банкиром правительства, для этого он должен поддерживать государственные
экономические программы и размещать государственные ценные бумаги;
предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства,
хранить (официальные) золото-валютные резервы; -
главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками
страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных
требований и обязательств (клирингов); -
органом регулирования экономики денежно-кредитными методами. Функции
Центрального банка Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений
в Закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 26
апреля во
взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывать и
проводить единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на
защиту и обеспечение устойчивости рубля; монопольно
осуществлять эмиссию наличных денег и организовывать их обращение; быть
кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организовывать
систему рефинансирования; устанавливать
правила осуществления расчетов в Российской Федерации; устанавливать
правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности
для банковской системы; проводить
государственную регистрацию кредитных организаций, выдавать и отзывать
лицензии кредитных организаций, занимающихся их аудитом; осуществлять
надзор за деятельностью кредитных организаций; регистрировать
эмиссию ценных бумаг кредитных организаций в соответствии с федеральными
законами; выполнять
самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды
банковских операций, необходимых для решения основных задач Банка России; регулировать
прохождение валюты, включая операции по покупке и продаже иностранной
валюты; определять порядок расчетов с иностранными государствами; организовывать
и производить валютный контроль как непосредственно, так и через
уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской
Федерации; принимать
участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и
организовывать составление платежного баланса Российской Федерации; в
целях осуществления перечисленных функций проводить анализ и прогнозирование
состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего
денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публиковать
соответствующие материалы и статистические данные; осуществлять
иные функции в соответствии с федеральными законами. Разработанный
Банком России проект основных направлений единой государственной
денежно-кредитной политики на предстоящий год передается на рассмотрение
Национальному банковскому совету, который дает по нему заключение. Далее
уточненный по его рекомендациям проект представляется Президенту РФ и
Правительству РФ. Не позднее 1 октября Банк России представляет в
Государственную Думу проект, не позднее 1 декабря — уже сами основные
направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий
год. Последние содержат анализ состояния и прогноз развития экономики РФ, основные
ориентиры, параметры и инструменты единой государственной денежно-кредитной
политики. Государственная Дума рассматривает эти основные направления и
принимает решение. В ежегодно представляемом Председателем Банка России
Государственной Думе годовом отчете содержится перечень мероприятий по
единой государственной денежно-кредитной политике, проведенных Банком
России. Реализация
утвержденной денежно-кредитной политики целиком возложена на Банк России. В
части ее реализации закон регламентирует инструменты и методы, которыми может
пользоваться Банк России, в том числе установление ставок процента по
собственным операциям, нормативы обязательных резервов (резервные
требования), депонируемых в Банке России, операции на открытом рынке,
рефинансирование банков, валютные интервенции, установление ориентиров роста
денежной массы, прямые количественные ограничения, эмиссия облигаций от
своего имени. Процентная политика Центрального
банка РФ используется для воздействия на рыночные ставки процента в целях
укрепления национальной валюты. Он может устанавливать одну или несколько
ставок процента по различным видам операций или проводить процентную политику
без их фиксации. Ставки процента Центрального банка РФ — это минимальные
ставки, по которым он осуществляет свои операции. Особенностью процесса их
регулирования в экономике в настоящее время является то, что Центральный
банк РФ не оказывает непосредственного воздействия на рыночные ставки
процента, в частности на ставки по операциям банков со своими клиентами,
которые определяются количеством денег в обращении, эффективностью
посреднической деятельности банковской системы, развитием и стабильным
функционированием финансовых рынков. Влияние Центрального банка РФ на
уровень ставок процента, осуществляется в основном посредством регулирования
денежного предложения и принятия мер по повышению устойчивости и
эффективности банковской системы. В этих условиях ставка рефинансирования
Центрального банка РФ является для коммерческих банков лишь ориентиром,
индикатором, отражающим характер проводимой денежно-кредитной политики.
Ставка рефинансирования Банка России оказывает опосредованное влияние на
уровень ссудного процента и в связи с тем, что в пределах официальной ставки
проценты за кредит банка относятся на затраты (включаются в себестоимость
продукции), а сверх этой величины выплачиваются из прибыли. Коммерческие
банки, заключая кредитные договоры, не должны ориентироваться исключительно
на ставку рефинансирования Банка России. Устанавливаемые ими ставки процента
по кредитам реально определяются стоимостью привлеченных ресурсов, уровнем
прочих расходов банка, уровнем кредитных рисков, планируемой нормой прибыли. Политику резервных
требований Банк России использует как механизм для
регулирования общей ликвидности банковской системы и контроля денежных
агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Центральный
банк РФ, устанавливая и изменяя нормативы обязательных резервов,
воздействует на объем и структуру привлеченных кредитными организациями
ресурсов, а следовательно, оказывает влияние на их кредитную политику. Операции на открытом
рынке — это операции по купле-продаже Банком России
государственных облигаций, казначейских векселей и прочих государственных
ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением
позднее обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается
Советом директоров Банка России. Покупая у коммерческих банков ценные
бумаги, Центральный банк РФ высвобождает их ликвидность и расширяет
возможности для кредитования. Напротив, при продаже ценных бумаг происходит
сокращение свободных резервов банковской системы и уменьшается ее потенциал
для кредитования экономики. Банк
России в настоящее время применяет для операций на открытом рынке
исключительно государственные ценные бумаги — ГКО и ОФЗ. Под
рефинансированием коммерческих
банков понимают кредитование Банком России кредитных организаций,
в том числе учет и переучет векселей. Банк России предоставляет кредиты
коммерческим банкам для пополнения их ликвидности и расширения ресурсной
базы. Валютные интервенции — это купля-продажа Банком России иностранной валюты
на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и
предложение денег. В рамках своей компетенции Банк России совместно с
Правительством РФ определяет текущую политику государства в области обменного
курса национальной валюты. Задача Центрального банка РФ — устанавливать и
поддерживать (в том числе с помощью интервенций) такое значение курса
национальной валюты, которое в данный момент в наибольшей степени соответствует
текущим целям экономической политики государства. При этом фактором,
ограничивающим возможности достижения (удержания) определенного уровня
валютного курса, является текущий размер золотовалютных резервов Центрального
банка РФ и степень их ликвидности. Прямые количественные
ограничения могут применяться Банком России в исключительных случаях
в рамках проведения единой государственной денежно-кредитной политики после
консультаций с Правительством РФ. К ним можно отнести: -
установление Центральным банком РФ лимитов на рефинансирование банков,
ограничений в отношении видов обеспечения, а также ценных бумаг, принимаемых
им к переучету; -
установление кредитным организациям лимитов на предоставление кредитов и
привлечение средств, определение видов обеспечения активных операций банков. -
установление фиксированного соотношения ставок процента коммерческих банков и
официальных, прямое ограничение размера кредитной маржи (разница между ценами
приобретения ресурсов и их последующей перепродажи в виде кредита или между
средними ставками процента по активным и пассивным операциям банка). |
Copyright Deyatele© 2009