Организация деятельности Центрального Банка РФ

 

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, зашитой и обеспечением устойчивости национальной де­нежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам: развитием и укреплением банковской системы страны: обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

Традиционно перед центральным банком ставится пять основных задач. Центральный банк призван быть:

- эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;

- банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышлен­ной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предо­ставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профес­сионализма в национальной кредитной системе;

- банкиром правительства, для этого он должен поддерживать госу­дарственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные опера­ции для правительства, хранить (официальные) золото-валютные ре­зервы;

- главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, осно­ванных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов);

- органом регулирования экономики денежно-кредитными методами.

Функции Центрального банка Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 26 апреля 1995 г. Центральному банку РФ предписано выполнение сле­дующих функций:

во взаимодействии с Правительством Российской Федерации раз­рабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организо­вывать их обращение;

быть кредитором последней инстанции для кредитных организа­ций, организовывать систему рефинансирования;

устанавливать правила осуществления расчетов в Российской Фе­дерации;

устанавливать правила проведения банковских операций, бухгал­терского учета и отчетности для банковской системы;

проводить государственную регистрацию кредитных организаций, выдавать и отзывать лицензии кредитных организаций, занимающих­ся их аудитом;

осуществлять надзор за деятельностью кредитных организаций;

регистрировать эмиссию ценных бумаг кредитных организаций в соответствии с федеральными законами;

выполнять самостоятельно или по поручению Правительства Рос­сийской Федерации все виды банковских операций, необходимых для решения основных задач Банка России;

регулировать прохождение валюты, включая операции по покуп­ке и продаже иностранной валюты; определять порядок расчетов с ино­странными государствами;

организовывать и производить валютный контроль как непосред­ственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законода­тельством Российской Федерации;

принимать участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организовывать составление платежного ба­ланса Российской Федерации;

в целях осуществления перечисленных функций проводить анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в це­лом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публиковать соответствующие материа­лы и статистические данные;

осуществлять иные функции в соответствии с федеральными за­конами.

Разработанный Банком России проект основных направлений еди­ной государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год передается на рассмотрение Национальному банковскому совету, кото­рый дает по нему заключение. Далее уточненный по его рекомендациям проект представляется Президенту РФ и Правительству РФ. Не позднее 1 октября Банк России представляет в Государственную Думу проект, не позднее 1 декабря — уже сами основные направления единой госу­дарственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. После­дние содержат анализ состояния и прогноз развития экономики РФ, ос­новные ориентиры, параметры и инструменты единой государственной денежно-кредитной политики. Государственная Дума рассматривает эти основные направления и принимает решение. В ежегодно представляе­мом Председателем Банка России Государственной Думе годовом отче­те содержится перечень мероприятий по единой государственной денеж­но-кредитной политике, проведенных Банком России.

Реализация утвержденной денежно-кредитной политики целиком возложена на Банк России. В части ее реализации закон регламентирует инструменты и методы, которыми может пользоваться Банк России, в том числе установление ставок процента по собственным операциям, нормативы обязательных резервов (резервные требования), депонируе­мых в Банке России, операции на открытом рынке, рефинансирование банков, валютные интервенции, установление ориентиров роста денеж­ной массы, прямые количественные ограничения, эмиссия облигаций от своего имени.

Процентная политика Центрального банка РФ используется для воздействия на рыночные ставки процента в целях укрепления нацио­нальной валюты. Он может устанавливать одну или несколько ставок процента по различным видам операций или проводить процентную политику без их фиксации. Ставки процента Центрального банка РФ — это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Особенностью процесса их регулирования в экономике в настоящее вре­мя является то, что Центральный банк РФ не оказывает непосредствен­ного воздействия на рыночные ставки процента, в частности на ставки по операциям банков со своими клиентами, которые определяются ко­личеством денег в обращении, эффективностью посреднической деятель­ности банковской системы, развитием и стабильным функционирова­нием финансовых рынков. Влияние Центрального банка РФ на уровень ставок процента, осуществляется в основном посредством регулирова­ния денежного предложения и принятия мер по повышению устойчиво­сти и эффективности банковской системы. В этих условиях ставка ре­финансирования Центрального банка РФ является для коммерческих банков лишь ориентиром, индикатором, отражающим характер прово­димой денежно-кредитной политики. Ставка рефинансирования Банка России оказывает опосредованное влияние на уровень ссудного процен­та и в связи с тем, что в пределах официальной ставки проценты за кре­дит банка относятся на затраты (включаются в себестоимость продук­ции), а сверх этой величины выплачиваются из прибыли. Коммерческие банки, заключая кредитные договоры, не должны ориентироваться ис­ключительно на ставку рефинансирования Банка России. Устанавлива­емые ими ставки процента по кредитам реально определяются стоимос­тью привлеченных ресурсов, уровнем прочих расходов банка, уровнем кредитных рисков, планируемой нормой прибыли.

Политику резервных требований Банк России использует как ме­ханизм для регулирования общей ликвидности банковской системы и контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного муль­типликатора.

Центральный банк РФ, устанавливая и изменяя нормативы обяза­тельных резервов, воздействует на объем и структуру привлеченных кредитными организациями ресурсов, а следовательно, оказывает влия­ние на их кредитную политику.

Операции на открытом рынке — это операции по купле-продаже Банком России государственных облигаций, казначейских векселей и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с цен­ными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Лимит опера­ций на открытом рынке утверждается Советом директоров Банка Рос­сии. Покупая у коммерческих банков ценные бумаги, Центральный банк РФ высвобождает их ликвидность и расширяет возможности для кре­дитования. Напротив, при продаже ценных бумаг происходит сокраще­ние свободных резервов банковской системы и уменьшается ее потен­циал для кредитования экономики.

Банк России в настоящее время применяет для операций на откры­том рынке исключительно государственные ценные бумаги — ГКО и  ОФЗ.

Под рефинансированием коммерческих банков понимают креди­тование Банком России кредитных организаций, в том числе учет и пе­реучет векселей. Банк России предоставляет кредиты коммерческим бан­кам для пополнения их ликвидности и расширения ресурсной базы.

Валютные интервенции это купля-продажа Банком России инос­транной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. В рамках своей компетенции Банк России совместно с Правительством РФ определяет текущую политику государства в области обменного курса национальной валюты. Задача Центрального банка РФ — устанавливать и поддерживать (в том числе с помощью интервенций) такое значение курса националь­ной валюты, которое в данный момент в наибольшей степени соответ­ствует текущим целям экономической политики государства. При этом фактором, ограничивающим возможности достижения (удержания) оп­ределенного уровня валютного курса, является текущий размер золотовалютных резервов Центрального банка РФ и степень их ликвидности.

Прямые количественные ограничения могут применяться Банком России в исключительных случаях в рамках проведения единой госу­дарственной денежно-кредитной политики после консультаций с Пра­вительством РФ. К ним можно отнести:

- установление Центральным банком РФ лимитов на рефинансиро­вание банков, ограничений в отношении видов обеспечения, а также ценных бумаг, принимаемых им к переучету;

- установление кредитным организациям лимитов на предоставление кредитов и привлечение средств, определение видов обеспечения активных операций банков.

- установление фиксированного соотношения ставок процента коммерческих банков и официальных, прямое ограничение размера кредитной маржи (разница между ценами приобретения ресурсов и их последующей перепродажи в виде кредита или между средними ставками процента по активным и пассивным операциям банка).

 

Copyright Deyatele© 2009

Узнай больше



Hosted by uCoz