Внебюджетные фонды экономического назначения

 

Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

 Внебюджетный фонд – один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует части доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства.

  Внебюджетные фонды появились задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства – бюджета – в виде специальных фондов и особых счетов. Государство с расширением деятельности нуждалось во все новых расходах. Средства для их покрытия централизовались в особых фондах и были предназначены для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий и прекращением их финансирования они заканчивали свое существование. В связи с этим количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов.

  Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства ( в одних фондах наблюдалась нехватка средств, а в других – избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими. С укреплением централизованного государства начинается период унификации фондов. На базе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения его парламентом стал законом, обязательным к исполнению.

  В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов. Количество и объем этих фондов объясняется рядом причин. Во-первых, у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики.

   Во-вторых, эти фонды, будучи автономными от бюджета, предназначены для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства. Именно появление внебюджетных фондов со строго целевым использованием средств обеспечивает более эффективный государственный контроль.

 В-третьих, внебюджетные фонды могут при определенных условиях, то есть при наличии активного сальдо, использоваться для покрытия бюджетного дефицита.

    С 1992г. в  России начали действовать социальные и экономические внебюджетные фонды. К социальным относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социальной поддержки населения и др. К экономическим фондам: дорожные фонды, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации, фонды финансового регулирования и др.

Дорожный фонд - государственный внебюджетный фонд, созданный для финансирования затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования. В РФ дорожные фонды подразделяются на Федеральный дорожный фонд и территориальные дорожные фонды. Территориальный дорожный фонд - в РФ - дорожный фонд, который используются на содержание, ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности субъектов РФ.

 Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ образован в соответствии с Законом РФ "О недрах" для геологического изучения недр. Положение о Фонде утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 25 февраля 1993 г. № 4546-1.

Средства фонда формируются за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, которые производят субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, осуществляющие добычу полезных ископаемых на территории России, ее континентального шельфа и морской прибрежной зоны. Объектом налогообложения при определении отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы является стоимость реализованного сырья или реализованной продукции, полученной из полезных ископаемых, добытых предприятиями, за вычетом налога на добавленную стоимость, акциза. Ежегодно до начала следующего календарного года Роскомнедра представляет Минфину России и Федналогслужбе РФ уточненные сведения о размерах отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы для конкретных мероприятий. Средства, поступившие в Фонд, в соответствии с Государственной программой развития минерально-сырьевой базы РФ направляются территориальным подразделениям Комитета РФ по геологии и использованию недр для финансирования работ, связанных с геологическим изучением недр, поисками и оценкой месторождений полезных ископаемых, а также отраслевым министерствам и ведомствам РФ .Сумма отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы определяется плательщиком самостоятельно, исходя из облагаемого оборота по реализации продукции, полученной из полезных ископаемых, и предусмотренных ставок. Суммы отчислений, а также суммы фактического финансирования за счет собственных средств недропользователей включаются в себестоимость добычи полезных ископаемых.

 

 

Copyright Deyatele© 2009

Узнай больше



Hosted by uCoz