Управление государственным
долгом
Одними
из главных методов являются финансовые методы управления государственным
долгом. ·
Выкуп рыночного долга с привлечением корпоративных структур. Для стимулирования
заинтересованности корпоративных структур по участию в данных операциях может
быть использована практика зачета их задолженности перед бюджетом по налогам,
штрафам и пени. Необходимо разработать соответствующую методику оценки зачета
суверенных долговых обязательств за задолженность перед бюджетом
корпоративных структур и региональных органов власти. Сейчас
в связи с ростом цены российских
долговых обязательств на внешнем
и внутреннем рынках заинтересованность в выкупе валютных обязательств
значительно снизилась. Однако в условиях существенных колебаний цен на
эти долговые бумаги такие операции снова могут стать эффективными. Оценки
возможных эффектов для бюджета от подобных операций должны проводиться в
каждом случае при подготовке очередных решений. ·
Осуществление операций по снижению стоимости
обслуживания долга. В последнее время средняя
стоимость новых заимствований снизилась для России до 5-6%, в то время как в
обращении находятся еврооблигации, стоимость обслуживания которых составляет
11-12,75% годовых. Необходимо также внести изменения
в Бюджетный кодекс Российской
Федерации и разработать
специальные нормативные акты, регулирующие операции по выкупу и досрочному
погашению долга. ·
Замещение внешних
заимствований внутренними и наоборот. Замещение внешних заимствований внутренними позволяет уменьшить валютную нагрузку и
стоимость обслуживания долга.
Внутренним долгом легче
управлять, он не подвержен влиянию валютных рисков, его обслуживание в
настоящее время дешевле. Значительное увеличение доли
внутреннего долга в структуре
совокупного государственного долга, сравнение ее с долей внешнего долга может дать такие структурные изменения, экономическую
оценку которых дать трудно, так как здесь действуют разнонаправленные
тенденции. В частности, при укреплении курса рубля даже низкие проценты по
внутреннему долгу будут выше
соответствующих показателей для внешних
заимствований, что будет означать относительно большую нагрузку на бюджет по
сравнению с вариантом чисто внешних
заимствований. Однако несомненен косвенный эффект, который будет выражаться в
получении доходов резидентами-держателями долговых требований. В то же время есть опасность
чрезмерного возрастания внутренних заимствований, которые стали основным
средством сокращения рублевой денежной массы. Рост внутреннего долга при ухудшении экономической
ситуации чреват бурным развитием инфляции, а также может вызвать рост
стоимости внешних
заимствований, что отрицательно отразится на инвестиционных кредитных
рейтингах. Кроме того, инвестиции в государственные ценные бумаги
вытесняют инвестиции в частный сектор, что лишает реальную экономику
значительных инвестиционных ресурсов со всеми вытекающими отсюда
последствиями. В силу того, что многие компании,
региональные и муниципальные образования по тем или иным причинам не могут
привлечь внешние займы,
процесс вытеснения протекает на внутреннем рынке активнее, чем на внешнем. Все это требует более
взвешенного подхода к росту внутренних заимствований, своевременного их
замещения внешними
заимствованиями в случае проявления названных выше негативных тенденций.
Необходимо разработать взвешенную долгосрочную программу внутренних
заимствований с учетом названных выше возможных последствий для роста
инвестиционного потенциала в частный сектор. ·
Расширение рыночного сектора во внешнем долге Только с помощью новых
рыночных инструментов можно сделать более привлекательными инвестиции в
Россию. Необходима существенная диверсификация российских долговых бумаг. Важно также создавать условия
для российских граждан
осуществлять инвестиции в валютные ценные бумаги, что предложит реальную
альтернативу банковским депозитам. Необходимо разработать программу
привлечения средств населения в государственные
долговые обязательства. Кроме того, необходимо внести изменения в закон о
валютном регулировании и валютном контроле, которые позволили бы снять
оставшиеся ограничения на приобретение российских
еврооблигаций физическими лицами. В настоящее время резиденты могут
приобретать их только на биржевом рынке, что делает этот инструмент
практически недоступным для мелких инвесторов. ·
Повышение эффективности использования зарубежных
финансовых активов. Хотя Россия является членом
Парижского клуба кредиторов и подчиняется его правилам, наряду с чисто
финансовыми методами необходимо шире использовать те меры по урегулированию
задолженности, которые основаны на расширении взаимного сотрудничества. Во многих странах - должниках
России имеется благоприятный инвестиционный климат, там меньшая конкуренция,
чем на западных рынках, богатые природные и трудовые ресурсы, успешно
развиваются многие современные технологичные производства. Все это вызывает
интерес у усиливших свой потенциал российских
корпоративных структур, которые все активнее проникают в развивающиеся
страны. Эти корпоративные структуры могли бы быть использованы для реализации
государственных зарубежных
долговых активов. Механизм стимулирования
заинтересованности компаний по конкретным объектам может включать
определенные льготы по налогообложению и таможенным пошлинам, по размеру
дисконта с передаваемых активов, по срокам и порядку погашения образующейся в
этой связи задолженности перед российским
бюджетом. Эти льготы могут предоставляться как российским, так и иностранным компаниям. В конечном счете,
речь идет о создании режима наибольшего благоприятствования для всех
инвесторов, проявляющих интерес к такому сотрудничеству. ·
Принятие мер по возврату задолженности по
гарантированным государством валютным кредитам, которые получили предприятия
и региональные органы власти.
При проведении контрольных
мероприятий по вопросам предоставления государственных
внешних гарантий Российской Федерации и расчетов конечных заемщиков по привлеченным
кредитным ресурсам неоднократно отмечалась низкая степень контроля и мер по
взысканию просроченной задолженности. Обеспеченность кредитов в
договорах с российскими
получателями или не предусматривалась, или была оформлена в виде
поручительства с субъектом Российской
Федерации, что при дефиците
бюджетов субъектов Российской
Федерации не могло считаться
достаточным. |
Copyright Deyatele© 2009